Репрессии в СССР
История Карлага НКВД
Караганда и Карлаг НКВД
Свидетельства
Списки Карлага
Имена

Свидетельства

Цветущий оазис созданный рабами


ОРОСИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Долинка была цветущим оазисом в степи-полупустыне. Но кем и для кого был создан этот оазис?
Все до сих пор шумящие тополиные рощи посажены и выращены благодаря гигантской оросительной системе, множеству магистральных и разводящих оросительных каналов, которые питались обширнейшим Джартасским водохранилищем с высокой искусственной плотиной. Все это проектировали, построили и обслуживали сотни и тысячи заключенных. Строительство этого гидротехнического комплекса велось в тяжелейших условиях и можно сказать, что стоит он на костях невольников.

Но не для себя же они его строили, а для вольнонаемной верхушки Карлага, элиты из его управления, аппарата гигантского лагеря, простиравшегося от Акмолинска до озера Балхаш. Заключенные по ст.58 на вольном поселении в Долинке никогда не жили. В Управлении лагеря работали специалисты, отбывшие свой срок, и оставшиеся по тем или иным причинам на работе и на жительстве в поселке.

Мог бы привести десятки таких фамилий. Профессор Василий Васильевич Подзолов, действительно замечательный хирург, имел, как и некоторые другие специалисты, лишь пропуск для дневного выхода (а для врачей – и на время ночного дежурства) из зоны 19-го ДКО (Долинского комендантского отделения), где жил со всеми заключенными. Такие лица назывались «расконвоированными». Они выходили и в больничный городок, и в Управление, и на электростанцию поселка.

ЗОНЫ ДКО
Вся южная часть поселка Долинка, все ее три параллельные улицы были перерезаны двойным рядом колючей проволоки – это и была зона 19-ДКО, в которой находились и автобаза, и промкомбинат, и учебный комбинат, и другие производства и учреждения.

А на выезде из поселка на дорогу Шахтинск-Караганда была еще одна большая жилая зона – 2-ДКО.
На западе поселка, за рекой Чурубай-Нура была еще и третья зона - жилая и производственная – РМЗ (ремонтно-механический завод). Не огражденная колючей проволокой территория, где жило начальство, была в Долинке совсем небольшой.

КВАРТАЛ ОЧО
Что касается мест пыток, расправ и расстрелов, могу сказать, что почти напротив главного управления лагеря, рядом с бывшей поселковой столовой, был за саманной стеной и натянутой поверх нее колючей проволокой, «квартал ОЧО» (опертивно-чекистского отдела). Здесь была маленькая своя тюрьма и длинное, барачного типа, здание, где находились следователи и другие работники отдела. Сюда и привозили со всех отделений Карлага заключенных, которым давали дополнительные лагерные сроки, чинили над ними «закрытый суд».

Я знаю много случаев, когда новым сроком была и «вышка», то есть расстрел. Где уж он приводился в исполнение, не знаю, может быть и в этом таинственном квартале поселка.

КЛУБ
Клуб в Долинке был не для заключенных. А опять же для верхушки Управления лагеря, для чего и содержались в 19-ДКО артисты из числа заключенных «врагов народа». На спектакли и концерты, которые устраивали этими артистическими силами, их приводили в 19-ДКО под усиленным конвоем.

Во время выступлений на сцене этого клуба, где пела русские народные песни очаровательная Антонина Иванова, а цыганские романсы под аккомпанемент созданного ею же цыганского ансамбля пела Нина Вадимовна Перишкольник (позже Чижевская) между кулисами сцены стояли ВОХРовцы с винтовками. Мне кажется, их нельзя было не заметить из зрительного зала. Туалет для артистов-зэков был на улице в некотором отдалении от клуба и около него тоже стоял стрелок с винтовкой.

В 1946-1947 годах я тоже участвовал в организованном большом хоре из заключенных, которым руководил мастер хорового дела Иван Иванович Попов. И хотя я, как и профессор Подзолов, имел пропуск из зоны, чтобы по делам проектного бюро, которое было в зоне, ходить к начальству в управление, в клуб я ходил под конвоем со всеми остальными.

В зоне для заключенных был маленький саманный клуб, где артистическая бригада репетировала свои выступления для поселкового клуба, изредка выступая и для живущих в зоне.

Все эти спектакли под винтовкой у меня всегда ассоциировались с произведением А.И.Герцена «Сорока-воровка», где рассказано о крепостных артистах. И хотя крепостные были тоже бесправными артистами, но все же на сцене они выступали, в отличие от нас, не под винтовками.

ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ ЛЕВИН, Тула.

 
 

При использовании материалов сайта,
ссылка на www.karlag.kz обязательна!

о проекте  |  обратная связь